Образование детей инвалидов: дистанционное, на дому, в специальной и в обычной школе

Версия для слабовидящих
Образование детей инвалидов: дистанционное, на дому, в специальной и в обычной школе

Дети с инвалидностью имеют такие же права на образование, как и все, но получить его им сложнее, это факт. Наша система образования в этом плане пока не совершенна, но есть разные варианты, которые предлагает государство, и родители могут выбрать оптимальный для своего ребенка. Сегодня рассмотрим, какой из вариантов обучения: дистанционное, в обычной школе или в специальной школе может вам подойти.

Содержание

  1. Обучение ребенка инвалида в обычной школе
  2. Специальные школы для детей-инвалидов
  3. Дополнительные возможности обучения инвалидов
  4. Дистанционное обучение детей-инвалидов
  5. Обучение детей инвалидов на дому
  6. Как родителям подготовиться к обучению ребенка-инвалида в школе
  7. Экзамены и аттестаты для детей-инвалидов

Обучение ребенка инвалида в обычной школе

Законодательство Российской Федерации определяет право ребенка –инвалида обучаться в общеобразовательном учебном заведении вместе с другими детьми. Школа не имеет права отказать родителям в зачислении такого ребенка в класс. Но есть множество нюансов, которые следует учитывать родителям.

Самое главное – обычная школа и обычный класс будут заниматься по общей для всех учеников программе, не адаптированной под нужды вашего ребенка. Это очень серьезный вызов – не все дети с ограниченными возможностями здоровья в состоянии усвоить обычную школьную программу. Любой психолог вам скажет, что, если ребёнок не будет успевать за сверстниками, он как минимум будет испытывать дискомфорт. Учителя при этом не смогут уделить ему повышенного внимания, так как перед ними стоят более объемные задачи – добиться результатов от всего класса. Снижать темп, отдельно останавливаться на каких-то сложностях, возникающих у вашего ребенка, никто не будет. Как результат – низкое усвоение программы плюс психологическое напряжение. В обычных школах, как правило, нет дефектологов, специалистов, которые помогли бы адаптироваться к школьной программе. Эта задача полностью ляжет на плечи родителей.

Можно, конечно, нанять тьютора, который будет посещать занятия совместно с ребенком, но это дорого, не каждая семья может себе позволить такие траты.

Кроме прочего, обязательно нужно принимать в расчет и отношение окружающих к нахождению такого ребенка в обычном классе. Родителям следует быть готовыми к тому, что сверстники могут насмехаться и даже обижать ребенка инвалида. Дети в своем юном возрасте могут быть очень жестокими, это особенности их психики, тут даже дело не столько в воспитании. И кроме прочего, родители обычных детей могут быть весьма недовольны таким совместным обучением, потому что присутствие инвалида в классе может отвлекать и мешать детям усваивать программу.

Еще один негативный момент – это отсутствие в обычной школе специального оборудования для обучения детей-инвалидов. Если ребенок имеет трудности в передвижении – обычные школьные коридоры, лестницы, школьная мебель могут доставлять ему массу неудобств. Тем более, если ребенок имеет выраженные нарушения слуха и зрения – тогда усвоение программы без специального оборудования становится для него еще более проблематичным.

Тем не менее, государство не исключает возможности зачисление детей-инвалидов в обычные классы. В этом направлении делается многое: в школах открывают инклюзивные классы, в которых работают учителя со специальным, дополнительным образованием. К их работе подключаются школьные психологи и медики.  Самый главный плюс в таком совместном со здоровыми детьми обучении – это социальная адаптация ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить и выживать в коллективе, преодолевать трудности.

Принимать такое решение, зачислять или нет ребёнка –инвалида в обычную школу, нужно очень взвешенно, с учетом всех трудностей, которые будут вас там ожидать.

Специальные школы для детей-инвалидов

Специальные школы для детей-инвалидов полностью адаптированы под специфические нужды своих учащихся. Здесь коррекция нарушений осуществляется на основе специальных программ, причем педагогами, получившими специализированное образование в этой области. Школьная программа по каждому из предметов адаптирована для особенных возможностей. Специализированные школы делятся по принципу общих проблем своих учеников. То есть, есть школы для слабовидящих и незрячих, для слабослышащих, для детей с отклонениями в психическом развитии или с проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Такое разделение позволяет максимально адаптировать не только школьную программу, но и условия обучения, создавая максимально доступную среду.

Специализированные школы могут быть и в форме интерната, где дети могут не только учиться, но и жить, на выходные дни и каникулы возвращаясь домой. Такой вариант разработан для тех родителей, которые проживают отдаленно от места расположения такого образовательного учреждения.  В школах-интернатах дети обеспечиваются необходимым медицинским уходом, полноценным питанием, с ними работают не только учителя, но и воспитатели, организующие досуг во внеучебное время.

В большинстве специализированных школ существуют программы, позволяющие детям получить навыки одной из рабочих профессий. По окончанию специализированных школ выпускники получают возможность поступить с такие же специализированные средние учебные заведения.

С одной стороны – в специальной школе созданы все условия для «особенных» детей. С другой – и здесь есть минусы. Самый главный – это низкая социализация. Дети находятся, по сути, в замкнутом пространстве, лишены общения со своими здоровыми сверстниками, пребывают в неких тепличных условиях, а потом сталкиваются с суровой правдой жизни и обществом, в котором действуют несколько иные правила и законы. Зачастую выпускники таких школ не способны адаптироваться в обществе, испытывают многочисленные затруднения и волнения.

Единственно правильным решением со стороны родителей в этом случае будет искать дополнительные формы и методы социализации ребенка, искать возможности и места, где можно организовать общение, заранее учить его преодолевать трудности.

Дополнительные возможности обучения инвалидов

Получение профессии очень важно для инвалида, особенно с учетом того, что не все имеют возможность закончить высшее или даже среднее учебное заведение. В этом плане отличную возможность открывают курсы различной направленности.

Образовательные курсы для лиц с инвалидностью организуются при государственной службе занятости, при различных социальных учреждениях и негосударственных фондах. Как правило, они бесплатные и дают возможность получить профессиональные навыки в направлениях рабочих профессий. Можно таким образом обучиться швейному делу, растениеводству, маникюру, простым строительным специальностям, получить навыки художественных ремесел.

Записаться на такие курсы, в том числе, можно через портал Госуслуги.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Третий вариант получения основного образования – это дистанционное. Дети инвалиды имеют право получить его в обычной или в специализированной школе, не посещая непосредственно занятия. Плюс в том, что учебный процесс будет происходить для одного ученика, без необходимости перемещаться вне дома. Такое дистанционное образование подходит для детей, испытывающих затруднения в передвижении или имеющих тяжелые формы нарушений.

Организация дистанционного обучения требует определенных материальных затрат. Потребуется приобрести компьютерную технику с вэб-камерой и микрофоном, иметь высокоскоростное подключение к сети Интернет, чтобы обеспечить ребенку полный доступ к тому, что происходит в классе. Кроме того, в самой школе так же должны быть созданы все условия для такой связи – камеры в каждом классе, куда переходят ученики, микрофоны и интернет.

Дистанционные занятия могут быть организованы в форме присутсвия ребенка на занятии при помощи вэб-камеры, в форме телеконференции, чата или даже телеприсутствия, когда роль ученика в школе выполяет специальный робот, которые под управлением ребенка перемещается по школе в классы вместе с с остальными учениками и передает аудио и видео сигнал.

Сейчас, с развитием цифровых технологий, дистанционное обучение детей-инвалидов становится все более доступным. Но нужно признать, что такая форма не дает ни социализации, ни возможности получить живое общение со сверстниками, в котором «особенные» дети так нуждаются.

Обучение детей инвалидов на дому

Обучение ребенка-инвалида на дому доступно в любом населенном пункте и осуществляется через обычную или специализированную школу. Технология обучения заключается в том, что преподаватели предметники приходят к ученику на дом и индивидуально для него проводят уроки по общей или адаптированной программе. Итогом обучения на дому по общеобразовательной программе, как и для остальных детей, будет прохождение государственных экзаменов с получением такого же аттестата. Расписание занятий на дому составляется индивидуально, предметники приходят один раз в неделю, но с усиленным темпом, так ка ким нужно дать информацию за все учебные дни.

В таком же порядке проводятся занятия и с педагогами специализированных школ, только по адаптированным программам.

Как родителям подготовиться к обучению ребенка-инвалида в школе

Дети без проблем со здоровьем нуждаются в постоянной помощи с обучением, что уж говорить о детях-инвалидах. На плечи родителей в этой ситуации ложится основной груз, потому что без их помощи ребёнок точно не справится со сложной задачей. Родители должны разобраться в том, как устроен учебным процесс, обеспечить для ребёнка доступ к занятиям в очном или заочном формате, решить возникающие технические трудности. Потребуются затраты и материальные, и моральные.

Решить часть возникающих проблем поможет сторонняя помощь. Родителям следует быть в постоянном контакте с детским психологом, дополнительную помощь могут оказать органы социальной защиты населения. Снизить расходы поможет обращение в благотворительные фонды, которые могут оказать содействие в приобретении необходимого для обучения оборудования. Не стоит стесняться обращаться за помощью в органы власти, в Фонд социального страхования, в ПФР. Посильную помощь в защите законных прав могут оказать объединения родителей детей-инвалидов.

Экзамены и аттестаты для детей-инвалидов

Обучение детей-инвалидов производится по тем же правилам, что и остальных школьников. В течение года они сдают контрольные и самостоятельные работы, очно или дистанционно. Но вот выпускной экзамен для такого ребенка проходит по отдельному сценарию.

С учетом особенностей здоровья экзаменуемого, время экзамена может быть увеличено. Кроме того, ученик может выбрать более удобную для него форму экзамена: устно или письменно. Не все ВУЗы принимают результаты таких экзаменов, так что это следует учитывать при выборе формы. Для того, чтобы проходить экзамен по особой форме, нужно иметь подтвержденный статус инвалида, либо решение ПМПК.

Если есть такая необходимость, ребенок инвалид во время экзамена может пользоваться специальными техническими средствами и помощью ассистента.

В некоторых случаях дети могут быть вовсе освобождены от экзаменов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector