Григорий Журавлев: духовность и творчество

Григорий Журавлев, иконописец

Журавлев Григорий Николаевич – художник-иконописец конца 19 – начала 20 века. Его иконы называют «нерукотворными», и известность пришла к нему не только благодаря таланту. Художник появился на свет калекой: руки росли только до локтевых суставов, а ноги до колен. Телесные недуги не помешали ему творить, и Григорий Журавлев вошел в историю как пример того, что человек, сильный духом и верой, способен преодолеть многие невзгоды.

Содержание

  1. Рождение и юность
  2. Григорий Журавлев: обучение мастерству и творчество иконописца
  3. Последние годы жизни
  4. Фотогалерея работ и видеосюжет о жизни художника

Рождение и юность

Григорий Журавлев - редкий снимок
Григорий Журавлев — редкий снимок

Особенный мальчик родился в простой крестьянкой семье села Утевка Самарской губернии в 1860 году. Мать от горя хотела наложить руки на себя и новорожденного, но дед художника настоял на том, что сам воспитает мальчика. Так Гриша остался жить. С девяти лет стал обучаться грамоте в местной гимназии, куда дедушка и брат носили его на закорках, а зимой возили в санях. Поначалу одноклассники сторонились Гришу, но потом полюбили за веселый нрав и светлую голову. Научившись писать и рисовать с помощью зажатого в зубах карандаша, мальчик поставил себе новую цель – обучиться писать маслом.

Григорий Журавлев: обучение мастерству и творчество иконописца
Художник Травкин из Самары, к которому приехал подрастающий Коля, научил его основам. Вернувшись в село, парень с помощью бабушки и мастеров местного собора стал совершенствоваться в ремесле. Все больше набивая руку, брался рисовать не только святые образы, но и портреты односельчан, писал по их просьбе письма безупречным почерком.

Когда прошло несколько лет после встречи с Травкиным, Журавлеву удалось привлечь внимание чиновников города Самары, преподнеся с их помощью священный подарок цесаревичу Николаю. Заметив художника-калеку, власти вскоре выписали жалованье, тем самым несколько облегчив ему жизнь.

Один из набросков Григория Журавлева
Один из набросков Григория Журавлева

В 1885 году в селе началось масштабное возведение храма Святой Троицы, расписывать который доверили Григорию Николаевичу. Под куполом специально сконструировали некое подобие деревянной люльки, которая поддерживала его и позволяла работать. Однако, от многочасового нахождения в одном положении, тело художника покрывалось кровоточащими язвами, а вернувшись вечером домой, он не мог принимать пищу – так болел рот от постоянно вставленной в него кисти.

По окончании работы над росписью собора, весть о невероятном таланте художника долетела до Петербурга.
Получив приглашение в столицу, Гриша отправился туда вместе с сестрой и братом. В Петербурге его окружили поклонники таланта, ученики, сам граф Строганов предлагал денежный контракт на несколько икон, а позже Журавлева представили ставшему государем Николаю II и императрице.

Побеседовав с иконописцем и понаблюдав за работой, чета осталась довольна, а Григорию была назначена пенсия пожизненно. Также император оказал особую милость – подарил свои часы из чистого золота.

Оказавшись в родных краях, Журавлев продолжил свой быт. Но, имея необходимые средства, мастерскую открывать не стал. Люди со всей Российской Империи приезжали к Григорию ради этих икон. В селе Утевка даже у самой бедной семьи в доме висел нерукотворный образ. Для таких покупателей мастер работал с деревом и не украшал их позолотой.

Набросок Спасителя, иконописец Григорий Журавлев
Набросок Спасителя, иконописец Григорий Журавлев

Сегодня нерукотворные иконы Журавлева можно увидеть в краеведческом музее города Самары, в храме Святой Троицы, во многих церквях Самарской губернии, а также в домах простых жителей, которые передавали святые образы по наследству.
Среди всех работ особенно выделяется так называемая «Утевская Мадонна», интересная тем, что при работе над ней художник наконец отошел от каноничности. Мадонна, изображенная Журавлевым, на самом деле обычная крестьянка. В настоящее время судьба холста неизвестна.
Последние годы жизни
Современники вспоминали, что для Гриши не существовало плохого настроения, открытая и добрая улыбка часто мелькала на открытом лице. Этот человек был огоньком веры, примером чистой души для многих людей, освещал путь в темные времена.

В 1916 году художник затосковал и заболел, словно ощущая надвигающуюся на Россию бурю и собственную кончину. Ходит легенда, что было ему видение о том, что наступит кровавый период, и вера, и иконы потеряют свою силу.
Григорий Николаевич ушел из жизни 16 февраля 1916 года по новому стилю, не сумев побороть туберкулез. Хоронили его с почестями, всем селом. Художник нашел покой под стенами того самого собора, который некогда сам расписал, превозмогая боль и нечеловеческую усталость. На могиле установили православный крест и надпись: «Се, человек».
Народ любил творчество Журавлева, излучающее свет и благодать. Многие считали калеку избранником божьим и даже предлагали канонизировать. Сколько работ выполнено мастером — доподлинно неизвестно. С уверенностью можно сказать одно: человек подарил веру и безусловную любовь этому миру, и мир ответил ему взаимностью.

Фотогалерея работ и видеосюжет о жизни художника

Вот всего несколько икон, принадлежащих кисти мастера:

В заключении предлагаем вам видеосюжет об этом замечательном человеке:

Поделитесь своим впечатлением от полученной информации в своих комментариях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up