Ребенок инвалид в школе: советы по адаптации

Версия для слабовидящих
Ребенок инвалид в школе: советы по адаптации

Ребенок с определенными трудностями в развитии требует от родителей и близких особого внимания и поддержки. То, что для обычных детей не представляет проблемы, ребенок инвалид в школе или детском саду может не преодолеть. К сожалению, общество не всегда готово принять таких людей, поэтому вопрос социализации для них стоит очень остро. С 2013 года в нашей стране особенные дети имеют право посещать общеобразовательные учреждения наравне с остальными. Поэтому главная миссия семьи и педагогов — помочь им занять свое место в обществе и жить полноценной жизнью.

Содержание

  1. Подготовка к детскому саду и школе
  2. Возможные трудности адаптации в коллективе
  3. Что необходимо знать родителям?
  4. Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?
  5. Инвалидность – не приговор

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны. Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса. К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Без помощи родных и учителей трудно справиться
Без помощи родных и учителей трудно справиться

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Возможные трудности адаптации в коллективе

Социализация человека с ограниченными возможностями в коллективе всегда проходит несколько тяжелее. Его могут игнорировать, брезгливо жалеть или завидовать «особому отношению» педагогов. Поэтому главной сложностью адаптации можно смело назвать нежелание общества включать в свой мир людей с ограниченными возможностями. Никакие попытки социализации инвалида не принесут плодов, пока не будут разрушены стереотипы и в «больных», и в «здоровых» головах.

В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее
В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее

Интересно то, что среди инвалидов, активно участвующих в жизни социума, специалистами отмечены более позитивный настрой и высокая самооценка по сравнению с «затворниками». Это еще раз подтверждает тот факт, что ни в коем случае нельзя держать детей-инвалидов в изоляции. Пусть это будет непросто, но социализация им необходима.
В сложных случаях ребенку надо посещать образовательное учреждение со специалистом (помимо педагогов), который поможет установить связь с внешним миром и будет постоянно включен в процесс обучения. Такой человек должен поддерживать тесные отношения с семьей подопечного. К сожалению, часто семьи с инвалидом не могут себе позволить подобные услуги, что негативно сказывается на адаптации.

Что необходимо знать родителям?

Психологическое состояние ребенка напрямую зависит от «климата» в семье. Следует помнить, что дети очень восприимчивы к эмоциям других. Лучшее, что могут сделать близкие – не культивировать проблему, относиться к ней если не позитивно, то, по крайней мере, нейтрально. Например: если мама все время находится в подавленном состоянии и плачет, чадо будет ощущать вину и замкнется. Возьмите себя в руки. Никто, кроме вас, не научит его преодолевать трудности и полноценно жить, не ставя свои недостатки на первое место. Отнеситесь к своему чаду с пониманием, но без лишней жалости. Если не давить на больное место, напоминая о том, что с ним что-то не так, социализация пройдет в разы легче.

Правильно поставленный воспитательный процесс в школе будет способствовать адаптации особенных детей
Правильно поставленный воспитательный процесс в школе будет способствовать адаптации особенных детей

Со стороны семьи, при обучении таких детей в общеобразовательных учреждениях необходим постоянный контроль и тесное общение с преподавателями. И самое главное: ощущение успеха стимулирует развиваться дальше. Детям с инвалидностью нужна вся забота и поддержка, которую только могут дать им близкие люди.

Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?

Главные требования к учителю – это терпение и справедливость. Невероятно важно создать комфортную атмосферу в классе для всех учащихся. Нужно помнить о том, что дети бывают разные, и не каждый из них способен адекватно общаться с особенными сверстниками. Можно провести беседу с «обычными» подопечными, если это уместно. Оценивая работу каждого, нужно исходить из его максимальных способностей, не сравнивая результаты детей. Во время учебных занятий крайне важно периодически создавать условия «успешности» для ребенка-инвалида, чтобы он чувствовал, что способен справляться с поставленными задачами не хуже других. Это вовсе не значит, что нужно специально потакать ему во всем. Главное во время рабочего процесса – постоянное взаимодействие особенного ученика и преподавателя. Достижения в обязательном порядке надо обсуждать с его родными.

Инклюзивное обучение вводится в большинстве российских школ
Инклюзивное обучение вводится в большинстве российских школ

При наличии в классе инвалида, педагогу, скорее всего, придется дифференцировать обучение, используя разные подходы к разным подопечным. Варьироваться могут обязательные дисциплины, методики образования и способы аттестации по итогам обучения. При выборе направления, в первую очередь, стоит руководствоваться характером инвалидности каждого конкретного ученика. Такой подход добавляет задач педагогическому коллективу, но это крайне важно для успешного решения повседневных задач.
От уровня профессионализма и человечности учителя во многом зависит то, сможет ли ребенок успешно пройти адаптацию в коллективе.

Пример инклюзивного образования в этом видео сюжете:

Инвалидность – не приговор

 

Инвалидность — не приговор

Хочется отметить, что в вопросах инвалидности наше общество постепенно выходит на новый, более осознанный уровень. Инвалидность стала реже восприниматься людьми как проблема «закрытого клуба неполноценных людей», постепенно становясь проблемой широкого масштаба. Вопросы жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями постоянно рассматриваются в экономической, правовой, образовательной и социальной сферах жизни.
Самое сложное – защитить не взрослых, а детей-инвалидов.
Зачастую, самое тяжелое для них – не сама болезнь, а особые испытания, которые они вынуждены преодолевать ежедневно: непонимание со стороны окружающих, непринятие, ограничение свободы. И если многие взрослые уже научились жить в таких условиях, то неустойчивая психика подрастающего человека может не выдержать оказываемого на нее давления. Именно поэтому очень важно с малых лет помочь таким детям влиться в социум, чтобы дать возможность впоследствии удачно построить свою жизнь.

Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!

Приложите все усилия, чтобы школьные годы стали для таких детей незабываемы
Приложите все усилия, чтобы школьные годы стали для таких детей незабываемы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector