Ребенок с определенными трудностями в развитии требует от родителей и близких особого внимания и поддержки. То, что для обычных детей не представляет проблемы, ребенок инвалид в школе или детском саду может не преодолеть. К сожалению, общество не всегда готово принять таких людей, поэтому вопрос социализации для них стоит очень остро. С 2013 года в нашей стране особенные дети имеют право посещать общеобразовательные учреждения наравне с остальными. Поэтому главная миссия семьи и педагогов — помочь им занять свое место в обществе и жить полноценной жизнью.
Содержание
- Подготовка к детскому саду и школе
- Возможные трудности адаптации в коллективе
- Что необходимо знать родителям?
- Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?
- Инвалидность – не приговор
Подготовка к детскому саду и школе
Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны. Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса. К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.
Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.
Возможные трудности адаптации в коллективе
Социализация человека с ограниченными возможностями в коллективе всегда проходит несколько тяжелее. Его могут игнорировать, брезгливо жалеть или завидовать «особому отношению» педагогов. Поэтому главной сложностью адаптации можно смело назвать нежелание общества включать в свой мир людей с ограниченными возможностями. Никакие попытки социализации инвалида не принесут плодов, пока не будут разрушены стереотипы и в «больных», и в «здоровых» головах.
Интересно то, что среди инвалидов, активно участвующих в жизни социума, специалистами отмечены более позитивный настрой и высокая самооценка по сравнению с «затворниками». Это еще раз подтверждает тот факт, что ни в коем случае нельзя держать детей-инвалидов в изоляции. Пусть это будет непросто, но социализация им необходима.
В сложных случаях ребенку надо посещать образовательное учреждение со специалистом (помимо педагогов), который поможет установить связь с внешним миром и будет постоянно включен в процесс обучения. Такой человек должен поддерживать тесные отношения с семьей подопечного. К сожалению, часто семьи с инвалидом не могут себе позволить подобные услуги, что негативно сказывается на адаптации.
Что необходимо знать родителям?
Психологическое состояние ребенка напрямую зависит от «климата» в семье. Следует помнить, что дети очень восприимчивы к эмоциям других. Лучшее, что могут сделать близкие – не культивировать проблему, относиться к ней если не позитивно, то, по крайней мере, нейтрально. Например: если мама все время находится в подавленном состоянии и плачет, чадо будет ощущать вину и замкнется. Возьмите себя в руки. Никто, кроме вас, не научит его преодолевать трудности и полноценно жить, не ставя свои недостатки на первое место. Отнеситесь к своему чаду с пониманием, но без лишней жалости. Если не давить на больное место, напоминая о том, что с ним что-то не так, социализация пройдет в разы легче.
Со стороны семьи, при обучении таких детей в общеобразовательных учреждениях необходим постоянный контроль и тесное общение с преподавателями. И самое главное: ощущение успеха стимулирует развиваться дальше. Детям с инвалидностью нужна вся забота и поддержка, которую только могут дать им близкие люди.
Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?
Главные требования к учителю – это терпение и справедливость. Невероятно важно создать комфортную атмосферу в классе для всех учащихся. Нужно помнить о том, что дети бывают разные, и не каждый из них способен адекватно общаться с особенными сверстниками. Можно провести беседу с «обычными» подопечными, если это уместно. Оценивая работу каждого, нужно исходить из его максимальных способностей, не сравнивая результаты детей. Во время учебных занятий крайне важно периодически создавать условия «успешности» для ребенка-инвалида, чтобы он чувствовал, что способен справляться с поставленными задачами не хуже других. Это вовсе не значит, что нужно специально потакать ему во всем. Главное во время рабочего процесса – постоянное взаимодействие особенного ученика и преподавателя. Достижения в обязательном порядке надо обсуждать с его родными.
При наличии в классе инвалида, педагогу, скорее всего, придется дифференцировать обучение, используя разные подходы к разным подопечным. Варьироваться могут обязательные дисциплины, методики образования и способы аттестации по итогам обучения. При выборе направления, в первую очередь, стоит руководствоваться характером инвалидности каждого конкретного ученика. Такой подход добавляет задач педагогическому коллективу, но это крайне важно для успешного решения повседневных задач.
От уровня профессионализма и человечности учителя во многом зависит то, сможет ли ребенок успешно пройти адаптацию в коллективе.
Пример инклюзивного образования в этом видео сюжете:
Инвалидность – не приговор
Инвалидность — не приговор
Хочется отметить, что в вопросах инвалидности наше общество постепенно выходит на новый, более осознанный уровень. Инвалидность стала реже восприниматься людьми как проблема «закрытого клуба неполноценных людей», постепенно становясь проблемой широкого масштаба. Вопросы жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями постоянно рассматриваются в экономической, правовой, образовательной и социальной сферах жизни.
Самое сложное – защитить не взрослых, а детей-инвалидов.
Зачастую, самое тяжелое для них – не сама болезнь, а особые испытания, которые они вынуждены преодолевать ежедневно: непонимание со стороны окружающих, непринятие, ограничение свободы. И если многие взрослые уже научились жить в таких условиях, то неустойчивая психика подрастающего человека может не выдержать оказываемого на нее давления. Именно поэтому очень важно с малых лет помочь таким детям влиться в социум, чтобы дать возможность впоследствии удачно построить свою жизнь.
Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!