Редакция нашего сайта направила запрос в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с просьбой разъяснить порядок и условия получения второго высшего образования гражданами, имеющим инвалидность .Приводим вам полный текст ответа:
Департамент координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
В соответствии с частью 5 статьи 71 Закона об образовании право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1– 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – особая квота).
Обращаем внимание, что лица с инвалидностью III группы не упоминаются в тексте данной нормы, следовательно, законодателем дифференцируется подход к объему мер социальной поддержки в зависимости от степени расстройства функций организма.
Особая квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов от общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.
Выделение бюджетных мест в рамках особой квоты по программам магистратуры Законом об образовании не предусмотрено. В соответствии с изменениями в статью 79 Закона об образовании, внесенными Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 300-ФЗ, лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае если гражданину впервые установлена инвалидность I или II группы после получения документа об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра), он вправе претендовать на поступление на образовательную программу бакалавриата или специалитета в соответствии с положениями Закона об образовании, касающимися особой квоты. При аналогичных обстоятельствах установление III группы инвалидности позволяет претендовать на бюджетное место в рамках общего конкурса.
Пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. № 1076 (далее – Порядок), определено, что инвалиды при поступлении могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно, или использовать результаты единого государственного экзамена (при наличии).
Пунктом 46 Порядка установлен перечень документов, которые необходимо представить при подаче заявления на поступление. При этом следует отметить, что в документе, подтверждающем инвалидность, дата установления инвалидности или получения иной группы инвалидности по итогам переосвидетельствования не может быть раньше даты получения документа об образовании и о квалификации. Документ, подтверждающий инвалидность, должен действовать на момент завершения подачи документов для поступления.
Разделом X Порядка приема установлены особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создание условий с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Кроме того, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 2 части 7 статьи 71 Закона об образовании).
В настоящее время для информирования абитуриентов и иной заинтересованной целевой аудитории в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе функционирует информационный портал «Поступай правильно» (abitur.cbias.ru), на котором размещается актуальная информация об образовательных организациях высшего образования. В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» функционирует сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на базе образовательных организаций высшего образования (далее — РУМЦ).
Указанные центры осуществляют информационную и методическую поддержку по вопросам организации инклюзивного образования, в том числе с использованием портала инклюзивноеобразование.рф в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Портал). Данный портал содержит раздел «Атлас профессий» с указанием образовательных организаций высшего образования, реализующих соответствующие образовательные программы и обеспечивающих специальные условия для конкретных нозологических групп.
За более подробной информацией Вы можете обратиться по телефону горячей линии или посредством электронной почты в интересующий Вас РУМЦ, с контактными данными которого Вы можете ознакомиться на Портале по адресу инклюзивноеобразование.рф/контакты.
Заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций С.В. Есин
- Выплаты по инвалидности для инвалидов 1 группы в 2025 годуЛица с ограниченными возможностями здоровья составляют уязвимую часть общества. Их физическое состояние зачастую не позволяет им выполнять трудовые обязанности на полную мощность, и […]
- Льготная ипотека для семей с детьми — инвалидами в 2025 годуПравительство Российской Федерации регулярно обновляет и совершенствует, меры поддержки семьям: оно предоставляет материнский капитал, разрабатывает и внедряет различные формы льготной ипотеки, выплачивает различные пособия. В частности, с 2019 года была внедрена […]
- Индексация пенсии в 2025 году; что ожидаетсяРазмер страховой пенсии определяется двумя фундаментальными элементами, которые включены в формулу расчета и закреплены законодательством: это стоимость пенсионного балла и фиксированная выплата — […]
- Можно ли уволить или сократить предпенсионера?С понятием «предпенсионер» в России официально познакомились с 1 января 2019 года. Для граждан в этом возрасте законодатели ввели ряд льгот и поддерживающих […]
- Сохраняется ли пенсия по инвалидности при устройстве на работуПрисвоение человеку 1, 2 или 3 группы инвалидности не подразумевает обязательное завершение его профессиональной деятельности. В соответствии с Конституцией России, все граждане, в […]