Характеристика на ребенка инвалида: что это, для чего нужно и кто составляет

Версия для слабовидящих
Характеристика на ребенка инвалида: что это, для чего нужно и кто составляет

Взрослые люди несут полную ответственность за судьбы детей, в том числе – педагоги, которые обучают и воспитывают несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях. От качества педагогической работы во многом зависит и будущее детей с ОВЗ и инвалидностью. Понимая их особенности, педагоги могут скорректировать свою работу так, чтобы компенсировать нарушения в развитии и облегчить получение необходимых знаний и навыков для социальной адаптации.

Сегодня разговор пойдет о том, как составляются характеристики для «особенных» детей для прохождения ПМПК и МСЭ (ВТЭК).

Содержание

  1. Для чего нужна характеристика на ребенка инвалида
  2. Что должно быть в характеристике ученика с ОВЗ + образец
  3. Особенности оформления характеристики на дошкольника с ОВЗ + пример
  4. Что должно быть в характеристике на ребёнка инвалида в МСЭ + образец
  5. Характеристика на ребенка инвалида для военкомата

Для чего нужна характеристика на ребенка инвалида

Установление инвалидности ребенку – сложный процесс, требующий особенного внимания и ответственности. Немаловажную роль в нем занимает составление характеристики.

Задачу по установлению инвалидности выполняет бюро медико-социальной экспертизы. Педагогическая характеристика входит в необходимый пакет документов для проведения комиссии. Характеристика нужна не только для того, чтобы установить факт и группу инвалидности, но и разработать программу реабилитации/абилитации. О том, как проходят комиссии для детей, мы уже писали в одном из наших материалов.

Следует обратить внимание, что общеобразовательные учреждения правомочны составлять три вида характеристик на своих учеников: это чисто психологическая или педагогическая или психолого-педагогическая. Для прохождения МСЭ требуется именно психолого-педагогическая характеристика на ученика с инвалидностью. Принципиально утвержденной формы или бланка для такой характеристики не существует, но есть определенные правила составления, которые важно соблюдать, чтобы во время прохождения экспертизы не возникало никаких вопросов и затруднений. Для медико-социальной экспертизы важно, чтобы в характеристике обязательно была описана успеваемость ребенка, наличие и причины пропусков занятий, возникающие затруднения в обучении, особенности поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

На основании этой характеристики и данных медицинского обследования МСЭ принимает решение об установлении инвалидности и дает рекомендации по реабилитационной работе.

Что должно быть в характеристике ученика с ОВЗ + образец

Характеристика на учащегося с ОВЗ составляется для прохождения ПМПК. Прохождение этой медико-педагогической комиссии является делом добровольные и осуществляется на основании заявления от родителей или опекунов ребенка. На такую комиссию рекомендовано обращаться родителям, чьи дети имеют трудности в обучении или поведении. Принципиально, педагогический процесс связывает родителей и педагогов, потому что цель у них одна. В интересах родителей дать несовершеннолетнему максимально возможное для его способностей образование, а задача педагога – реализовать это желание. Если есть такой контакт и взаимопонимание – то решение о направлении ребенка на ПМПК в случае наличия каких-либо затруднений даётся легко. С другой стороны, не у всех родителей получается осознать, что их ребенок «особенный» и в своем стремлении они порой упорствуют, не желая признавать, что им требуется специализированная помощь и особые программы в обучении. Но оставим лирику для комментариев и поговорим о практике.

Для того, чтобы грамотно составить характеристику на ребенка с ОВЗ педагог должен длительно и внимательно наблюдать за ним, собирать результаты этого наблюдения. Рекомендовано проводить такой анализ не менее чем в течение учебного года, за исключением случаев, когда нарушения очевидно выражены и существует острая необходимость срочного вмешательство в образовательный процесс для соблюдения интересов ученика.

Характеристика на ребенка с ОВЗ подготавливается на основании фактов, зафиксированных в педагогической карте обучающегося или в дневнике наблюдений. Все факты излагаются последовательно, без личных рассуждений и предположений педагога. Кроме того, в этой информации, при указании каких-либо недостатков, должны быть приведены примеры педагогического воздействия и их результаты. Характеристика должна содержать не только проблемные вопросы, но и положительные стороны личности ребенка.

При составлении характеристики на ПМПК педагоги не вправе ссылаться на диагнозы, заболевания или использовать специальные термины, относящиеся к компетенции специалистов-медиков. То есть, к примеру, если речь идет о пропусках занятий, то причиной указывается «по состоянию здоровья», а не в связи с таким-то заболеванием.

Характеристику составляет педагог классный руководитель, но она обязательно должна быть согласована с другими специалистами общеобразовательного учреждения, которые также работали с этим учеником.  С содержанием характеристики в обязательном порядке нужно ознакомить родителей перед прохождением ПМПК.

Пример характеристики на ребенка с ОВЗ для предоставления на ПМПК:

Особенности оформления характеристики на дошкольника с ОВЗ + пример

Если характеристика на ПМПК для дошкольника, то в ней обязательно должны быть указаны, помимо вышеперечисленного, особенности участия в общих занятиях. Педагогу следует указать особенности игровой деятельности ребёнка, его способность к игровому контакту со сверстниками.

Пример характеристики в ПМПК на дошкольника:

Что должно быть в характеристике на ребёнка инвалида в МСЭ + образец

При направлении на медико-социальную экспертизу ребёнка законному представителю выдается перечень необходимых документов для получения статуса. В их число входит характеристика из общеобразовательного учреждения. Что в ней должно быть в обязательном порядке, чтобы у комиссии не возникало лишних вопросов?

Разумеется, личные данные ребёнка: ФИО, класс. Педагог должен указать по какой образовательной программе обучается ученик, в какой форме обучения, соответствует ли его физическое развитие возрасту.

В характеристике должны быть указаны имеющиеся нарушения в моторике или ориентации в пространстве, проблемы слуха или зрения при наличии, отметка о том, что ребенок быстро устает, если это соответствует действительности.

От педагога требуется оценка и описание интеллектуальных данных ученика, особенностей запоминания материала, скорость усвоения информации, способности концентрировать внимание. Важно упомянуть, способен ли учащийся самостоятельно заниматься поиском информации.

В характеристике должно быть уделено внимание развитию речи ученика, его эмоциональным особенностям, уровню самостоятельности.

Помимо информации об учебной деятельности в характеристике указывается семейный статус ребёнка, отношение к нему родных. Следует описать и отношения ученика в коллективе детей, его способность к общению, налаживанию коммуникаций, его участие в общественной жизни класса и школы, моральные качества личности.

В обязательном порядке описывается успеваемость в текущем году, количество и причины пропусков занятий.

Образец характеристики на ребенка для установления инвалидности в МСЭ:

Характеристика на ребенка инвалида для военкомата

Общеобразовательное учреждение предоставляет в военкомат характеристику на призывников, обучающихся в школе. Эта характеристика используется при проведении военной комиссии и является одним из документов, на основании которого происходит распределение или происходит списание.

Характеристика для военкомата на ребенка инвалида заполняется на бланке школы, заверяется печатью администрации. Если ребенок уже выпущен из школы, содержание соответствует прошедшему времени. Форма характеристики произвольная, но в ней должны быть указаны личные данные ученика, состав его семьи. Кроме того, педагог должен описать характер и темперамент ребёнка, наличие вредных привычек и фактов нарушения дисциплины, особенности успеваемости и общественного поведения. При наличии у ребёнка инвалидности обязательно должен быть указан этот факт.

Минздрав и Минобороны требуют от призывников с инвалидностью проходить дополнительное обследование во время призывных кампаний. МСЭ должна подтвердить нетрудоспособность призывника на момент призыва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector